воскресенье, 16 марта 2008 г.

Кино, которое "цепляет"


За прошедшие семь дней мне посчастливилось посмотреть четыре достойных кинокартины, три из которых документальны, а одна- снята по мотивам реальных событий их непосредственным участником. Но их объединяет не столько это, сколько то, что все они относятся на мой взгляд к тем «жемчужинам» немассового кинопроката, которые можно увидеть по чистой случайности, либо принадлежа к определённой арт- или журналистской тусовке.

Три документальные ленты- это фильмы о Зимбабве, жизни в секторе Газа(который, как известно, находится в блокаде со стороны Израиля), и о пропаганде насилия радикальными исламистами при помощи современных масс-медиа. Все они демонстрировались в рамках замечательного фестиваля "Jeden Svet", представляющего на суд публики лучшие кинокартины о ситуации с правами человека в разных уголках света. Первый фильм-смелое расследование, снятое журналистами «под прикрытием» в стране, куда запрещён доступ иностранной прессе. Третий, под броским названием "Джихад-ТВ"- качественная аналитическая работа, за которой явно стоят не только сотни часов просмотра агитационных видеороликов исламских фундаменталистов, но и поиск «живых примеров» влияния или невлияния пропаганды насилия на массы. А вот второй является «отдельной статьей» уже потому, что нашёл живой отклик в душах сотен палестинцев, о которых, собственно, и снимался, при сохранении относительной сбалансированности мнений. Автор подошёл к сюжету через призму персональной истории палестинского мальчика, торгующего чаем в госпитале сектора Газа. Отвечая на вопросы зала после показа, он пояснил, что выбрал этот подход, когда понял, что пойти «стандартным» путём, опрашивая жителей и чиновников сектора, просто не удастся в силу нежелания многих давать комментарии. Сюжет сплетён из множества нитей судеб, главные из которых-мальчика, директора госпиталя и одного из санитаров. Директор-сторонник «Фатх», санитар-«Хамас», что не мешает обоим работать пол-года без зарплаты(санитар подрабатывает таксистом, с директором-непонятка) и ладить в стенах медучреждения. Для мальчика главное-не политика, его больше волнует, пропустят ли внутрь вооружённые люди из различных местных группировок, которыми полны коридоры госпиталя. Каждый их троих выработал своё отношение к жизни, и все трое буквально привыкли «жить под пулями», будучи гражданскими, ибо перестрелки во дворе учреждения-не редкость. Особая заслуга журналиста в том, что он тонко передаёт горькую иронию ситуации. «Я тут сейчас сижу на молельном коврике у стены, рядом на полу иностранные журналисты, а во дворе опять перестрелка-сделайте что-нибудь, просто невозможно персоналу работать»- что-то вроде этого сообщает по мобильному директор госпиталя министру здравоохранения. При этом в его взгляде,как и в других эпизодах, видна грустная ирония человека, который привык к насилию вокруг, и выработал позицию, помогающую ему не опустить руки от бессилия. А кортеж с делегацией ЕС, прибывающий в госпиталь под залпы «калашей» хамасовцев, отдающих дань убитым израильтянами «мученникам» ообще смотрится как театр абсурда, воплощённый в реальность.

На четвёртом фильме тоже следует остановиться подробно. «Контроль»- первое чёрно-белое кино, увиденное мной за много лет, а шедевром в моих газах его делает отнюдь не сюжет(вполне достойный и трагично-психологический, но не исключительный). Фильм-дебютная работа фотографа(о чём я узнал лишь впоследствии), и практически каждая его сцена непроизвольно заставляла меня стискивать «приклад» фотоаппарата. Уверен, он создавался именно так- от статичных сцен в сознании режиссёра к построению видеоряда. И в течение 2х часового просмотра у зрителя достаточно времени на то, чтобы осмыслить неторопливо меняющиеся, крупные планы с чередой лиц, наполненных радостью, упоением, болью, недоверием, силой убеждения, опасениями, отчаянием...Есть и пара общих планов, самодостаточных настолько, что они могли бы стать постерами к иному фильму.

Впрочем, говоря о неисключительности сюжета, я вовсе не принижаю этого аспекта картины. Рейтинг «8» из 10 на IMDB говорит о многом- и я готов его поддержать, особенно если учесть, что это дебютная лента. Автор хорошо передал эмоциональные метания главного героя, грамотно воссоздал ситуацию, в которой музыка является ключевым звеном «замкнутого круга» в его жизни: ставя концертные выступления на первый план, главный герой отдаляется от семьи(а потом и заводит любовницу), но болезненное осознание этого разрыва в свою очередь придаёт эмоциональный толчок его музыкальному росту, что в свою очередь делает его всё более популярным, «незаменимым» на сцене и усугубляет личный кризис...
Нет нужды говорить, что фильм заставил провести параллели с моей собственной жизнью-только в данном случае тяготит не семья, а работа, ощущение, что я нахожусь "не совсем на своём месте" и не развиваю свой творческий потенциал в рамках трудовой деятельности(зато зарплата позволяет развивать его "на стороне") :) Но это-тема для отдельного поста.

Наверно, в этом месте следовало бы сделать некий общий вывод. Но я лишь повторю призыв: смотреть всем, для кого кино не сводится к одним лишь блокбастерам!

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

игры онлайн операции
играть онлайн игры по сети
онлайн игры бесплатные пазлы играть
игры салон красоты барби онлайн
модные игры онлайн бесплатно


[url=http://nthinke.100webspace.net/page-26.html] онлайн игры футбольные [/url]
[url=http://nthinke.100webspace.net/doc_9.html] пасьянсы играть бесплатно онлайн [/url]
[url=http://nthinke.100webspace.net/page_117.html] онлайн игры симуляторы играть [/url]
[url=http://nthinke.100webspace.net/page_383.php] играть пазлы онлайн бесплатно [/url]
[url=http://nthinke.100webspace.net/igrat-mafiya-onlayn-besplatno.html] игры онлайн на двоих [/url]