суббота, 19 января 2008 г.

На правах надежды

Это было сродни откровению или запою. Не было торшера и уютного кресла, не ощущалась под рукой шершавость газетной бумаги- но экран монитора ничуть не хуже, пожалуй, даже лучше, ведь для того, чтобы прочитать за вечер все эти статьи потребовалось бы перерыть целый ворох прошлогодних и свежих газет...

А всего-то: просидел весь вечер, погрузившись в расследования на сайте российской «Новой газеты». Разворовывание денег на федеральный онкоцентр,«круговая порука» в Чечне, доходы «единороссов», борьба «против всех» вольнодумного мэра Архангельска, захваты земли и отголоски Беслана, «выхолощенная» в угоду режиму история сверхдержавы...Я не мог остановиться, и не потому, что люблю и уважаю исключительно негативные материалы в прессе-просто грамотно изложенная правда в наше время-это если не роскошь, то дефицит, для тех немногих, кто ей всё ещё интересуется. Правда угнетает-но позволяет ориентироваться в окружающей действительности, а иногда- лучше услышать голос собственной совести.


После прекращения трансляции телепрограммы «Момент истины» Андрея Караулова, которая своеобразно и порой излишне надрывно, но очень своевременно изобличала современные проблемы России, мне показалось, что в стране-колоссе на глиняных ногах уже нет реально свободных федеральных СМИ, способных показать весь беспредел и ужас происходящего. Путинский режим закручивает гайки, давит инакомыслие, ставит госаппарат выше гражданских прав-и это до боли напоминает мне происходящее в родной Молдове. Но главное не это, а то, что в эту мрачную эпоху «управляемой демократии» ещё есть профессионалы-журналисты, находящие в себе силы и энтузиазм писать отличные материалы на «неудобные» темы, отстаивая идеалы свободного, справедливого общества. Я знаю по себе, как это трудно: не махнуть на всё рукой, не «забить» на отчаянные попытки разобраться в тревожащих тебя вопросах: будь то проблемы с водоснабжением, заоблачные поборы за багаж или лицемерная борьба с «компьютерными пиратами». Когда-то в юности я понял: если не «качать права», их будут беззастенчиво попирать. Такова позиция моего отца, не рвущегося в правозащитники, но изрядно досаждающего своей настырностью чиновникам разных уровней. Он не всегда преуспевает-но, добиваясь положенного по закону, вызывает уважение окружающих. И вместе с тем пришло ощущение беспомощности: а что могу сделать я не с сугубо личными, а с общественными проблемами, не разбираясь в юриспруденции и не имея времени и денег на судебные разбирательства? Я решил, что надо писать статьи. Но прошло время,и появилось осознание, что в реальности пишу скорее ради собственного желания «внести ясность», понять подоплёку феномена, мастерски описать явление, а не ради реальной реакции кого-то на публикацию и принятия мер. Ведь ситуация в Молдове такова, что ждать позитивного отклика властей на ту или иную одиночную публикацию практически бесполезно. Я не мог не задаваться вопросом: а нужны ли кому-то мои статьи, кроме меня самого? Изменяю ли я чью-то жизнь в лучшую сторону? Выведут ли совокупные усилия молдавских журналистов кого-то на центральную площадь, заставят ли подать коллективный иск в суд, который всё равно почти наверняка затянет дело на года или «похоронит» дело? Похоже, нет, не в эпоху Воронина, и не в этой стране. Отчасти поэтому, когда встал вопрос о том, что делать после выпуска из Школы Журналистики, я выбрал работу программистом в Чехии. Но при этом нашёл «отдушину» на этом самом блоге.
Я очень хочу верить, что Россия-не Молдова, и что для этой страны с иными масштабами и менталитетом потеряно ещё не всё. И пока я смогу, набрав в браузере заветный адрес, читать расследования и «дорасследования» Новой Газеты и подобных ей СМИ-моя вера не иссякнет. А я...я буду тянуться к журналистике, и, возможно, ещё сменю любимый блог на шершавую бумагу или пахнущий типографией глянец. Мне их вновь не хватает, пусть подача информации- это порой лишь «исскуство ради исскуства».

1 комментарий:

Oberon комментирует...

......it's time to change the world......hello alex.