суббота, 1 сентября 2007 г.

А есть ли монополия? (или что бывает, когда чиновники не читают учебников)

Накануне Дня Знаний правительственные структуры в очередной раз продемонстрировали нам высокий уровень грамотности. На этот раз- в разделе экономической теории о монополиях. 29 августа компания Orange была официально объявлена Национальным агентством по защите конкуренции (НАЗК) монополистом на местном рынке услуг мобильной связи, предоставляемых на территории Республики Молдова.

Не требуется иметь высшее экономическое образование, чтобы знать, что "Монополистическая структура рынка возникает, когда отдельный предприниматель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта и услуг"(определение из Финансового энциклопедического словаря). Контролирует ли Orange рынок? Нет, не контролирует. 64,5% рыночной доли-ещё не монополия, тем более что оставшиеся проценты почти полностью принадлежат Moldcell. В чём преимущество Orange перед конкурентами? В зоне покрытия?- Она почти одинакова у всех операторов. В тарифах на потребляемую электроэнергию?- без комментариев. Может быть, во льготном налогообложении?- Тоже нет. Может ли Orange по определению диктовать условия Moldcell? Каким, интересно, образом?
Да, когда-то Orange ещё под маркой Voxtel был монополистом, но времена эти закончились 7 лет назад. За это время объём рынка вырос в разы, а у компании Moldcell были все шансы "перетянуть одеяло на себя", догнав и перегнав Orange по количеству абонентов. Но и 35% рынка, принадлежащие Moldcell, свидетельствуют о том, что данная компания-серьёзный конкурент, к тому же предлагающий свои, порой уникальные на нашем рынке услуги. Так о какой монополии идёт речь?!

А ведь работникам агентства всего-то и нужно было открыть учебник по экономике, и назвать Orange не монополией, а олигополией. Напомню, что олигополия - тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть.
Тогда Moldcell и Orange были бы обозначены тем, чем они на самом деле являются.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Ты не прав. Есть такое понятие "dominant market position", и есть четкие критерии по которым это доминирующее положение определяется (почитай на досуге по каким критериям определяются монополисты в Штатах -- FTC & DoJ Antitrust Division -- и в Европе -- EC DG Competition). 64.5% однозначно ставят Orange именно в такое положение. Но то, что Orange имеет доминирущее положение еще не значит что его будут обвинять во всех грехах -- если он будет вести конкуренцию по правилам, то никто ни смежет им ничего сделать. Объявление статуса всего-лишь предупредительный выстрел.

Тут надо поставить совершенно иной вопрос -- Телекому принадлежат все 100% фиксированной телефонии, и если уж браться за телекоммуникационный сектор, то именно за Телеком. Ведь они своим доминирующим положением ой как сильно пользуются...

Alexandr Reznic комментирует...

Александр, спасибо за комментарий, приятно, что поднятый мной вопрос небезразличен не только мне.
У меня три соображения:
1) Я не спорю, что доминирующая позиция на рынке у Orange есть, это очевидно, но, подчёркиваю(и это написано в учебниках): МОНОПОЛИЯ ИМЕЕТ МЕСТО, КОГДА один крупный игрок "давит" множество мелких. Moldcell мелким игроком никак не назовёшь.
2) Возможно, я погорячился. Наши пресс-агентства тоже не непогрешимы. Не исключаю, что в официальном документе слово "монополия" не фигурировало, а журналист взял и написал новость о монополии. Но тогда надо винить BASA Press, а само новостное агентство за такие "ляпы" должно работников наказывать.
3) Молдтелекому не принадлежат 100% фиксированной телефонии- в Молдове не первый год действуют фирмы, прокладывающие и обслуживающие стационарные телефонные сети. Другое дело, что они находятся в невыгодном положении, и оттого данный сектор медленно развивается. Цитирую новость, найденную вот здесь:http://www.cominfo.md/rus/review/131/396/

"В 2006 году в сфере продаж на рынке стационарной телефонной связи доля Молдтелекома составила 97,45%. Остальную часть разделили альтернативные операторы, наиболее крупные из которых: "Железная дорога Молдовы", компании Riscom, Arax-Impex, Sicres, Telcom Tehnologies, Starnet, Telemedia Group . Совокупный объем продаж всех операторов стационарной связи превысил 2 млрд леев. У альтернативных операторов этот показатель возрос за год в 6,9 раз и достиг 54,4 млн леев, их доля на рынке расширилась с 0,42 до 2,55%. Молдтелеком увеличил за 2006 год объем продаж на 11,2%. Специалисты НАРЭИ считают, что Молдтелеком продолжает лидировать на рынке фиксированной связи, однако "достигнутые альтернативными операторами показатели свидетельствуют о результатах проводимой ими политики в применении новых технологий и расширении ассортимента услуг".