четверг, 19 августа 2010 г.

Мой "африканский синдром"

"Когда каждый день не понос, так золотуха, убивают нежелательных свидетелей, арестовывают невиновных, пьяные менты избивают прохожих, чиновники ездят по встречке, собьют – отмажутся, все время что-то взрывается и горит – реакция притупляется. Это уже не ЧП, а континуальная катастрофа. Я подписывала массу писем в защиту, писем протеста, но в какой-то момент количество перешло в качество: психика отказывается каждый день реагировать на ужас и несправедливость. Психика не успевает переваривать и требует других впечатлений: книжку почитать, кино посмотреть, да и просто – заняться своими делами. Спасая свою жизнь, чувствуешь себя предателем. Пропуская мимо ушей очередной ужас, чувствуешь себя сукой".
Татьяна Щербина, "Африканский синдром"

Если кто-нибудь следит за моим блогом, или покопается в нём когда-нибудь в будущем, то ему, несомненно, бросится в глаза эволюция моих настроений и переживаний, которую можно проследить по тематике постов.

Сторонний наблюдатель наверняка отметит, что в последние два года тема судеб России (и отчасти Молдовы) стала на моём блоге преобладающей, в то время как лирические, общефилософские и "наблюденческие" посты отошли на второй и третий планы. Отражает ли это мои реальные жизненные заботы и размышления? Не совсем. Дело в том, что я предпочитаю делиться жизненными наблюдениями и соображениями в разговорах или в приватной переписке. На это есть свои резоны: во-первых, я излагаю мысли "контекстуально", аппеллируя к конкретному собеседнику и обсуждаемым нами темам, во-вторых, я могу позволить себе скакать с темы на тему, не тратя время на оформление отдельных блог-постов. Блог мой грустен и мрачноват- но я считаю себя достаточно жизнерадостным человеком, видящем во всё происходящем, даже негативе, неиссякаемый источник новых впечатлений, конструктивного опыта и смысловых конструкций.

Однако в этом парадоксальным образом и кроется объяснение: знакомых, готовых выслушать мои рассуждения об эволюции социально-экономисческой ситуации в России и на родине- единицы. Те же, с кем можно полноценно ситуацию разложить по полочкам, обсудить, практически отсутсвуют. А информацию зафиксировать и проанализировать хочется. Кто знает, быть может, лет через 10, оглядываясь назад, я буду смеяться над своим "паникёрством", или, напротив, констатировать, что части паззла сложились как раз в ту апокалиптическую картину распада и хаоса, которая уже сегодня проглядывает за ширмой "великой державы".

Блог- это и своего рода лаборатория прогнозов, и летопись моих неразделённых переживаний.
Но почему я столь постоянен в своих информационных предпочтениях? Что заставляет меня после переезда в Прагу с удвоенной силой "шерстить" ежедневно российские и молдавские новостные ленты в поисках "характерных примет эпохи", и даже вести локальный электронный архив журналистских расследований?
Сегодня я встретил замечательное авторское эссе, которое формулирует ответ на этот вопрос. Видимо, я и вправду не одинок, и драматический контраст между плачевным состоянием русской отчизны и западным благополучием остро переживается многими из тех, кто имеет возможность сравнить два столь непохожих мира.
Термин "африканский синдром", введённый в оборот Татьяной Щербиной , можно коротко раскрыть как "жить на сытом западе, но душой болеть за родную Африку(Россию, Молдову, Белоруссию- подставьте подходящее), и он имеет хорошие шансы прижиться на равне с термином Делягина "тихая эмиграция".
Низкий поклон Татьяне Щербиной- мне почти нечего добавить к её материалу!

PS
Через каких-то 10 дней мне предстоит двухмесячный вояж в Голландию. Цель поездки- участие в фотокурсе "В поиске Голландской идентичности". Говорят, страна мельниц настолько "вылизана", что стыдно бросить мимо урны окурок. Интересно, обострит ли это мой "синдром"? Скоро узнаем.

Комментариев нет: